Пятница, 21.06.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Кабинет 51

Меню сайта

...

Форум

форум

Форма входа

Хоровой кружок "Звенигородочек"

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высокому совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».

Одна из важнейших задач, стоящая передо мной, научить детей петь, всех без исключения. Для этого надо, конечно, знать специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следить за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. Далеко не каждый ребенок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос.

Очень часто я и руководители хоровых коллективов в школах сталкиваются с проблемами – как набрать детей в хор, как начать работать с ними, какой подобрать репертуар, как построить занятия хора, чтобы максимально и эффективно использовать время обучения. Стоит вопрос: можно набирать в хор всех детей? Для этого существует следующий этап в работе руководителя хора – это развитие слуха и голоса ребенка, используя различные методики Свешникова, Струве, Кабалевского. Как я уже заметила, умение правильно применять на практике те или иные приемы только помогают работе.

Начинается занятие с распевания, затем, обычно, разучивается новая песня. Если это первое знакомство, то перед ее разучиванием рассказываю о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали. Если известна история создания песни, то знакомлю ребят и с ней. Далее происходит показ самой песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию – их увлеченность или равнодушие. Для успешной работы над произведением необходимо, чтобы хоровой коллектив решал поставленную перед ним ту или иную художественную задачу .Для этого я раскрываю художественное содержание песни, объясняю ее стиль, настроение, обращаю внимание хора на особенно трудные для исполнения места. Когда я ставлю цель четко, то и хор старается добиться желаемых результатов. Здесь, конечно, нужно умело управлять стремлением, своевременно выявлять недочеты. Как правило, на занятиях хора никогда не записывают слова песни. В этом нет необходимости, так как при методе пофразного заучивания песни, при ее многочисленном повторении, слова учатся сами собой. Многократное, длительное заучивание одного и того же места, как правило, снижает интерес детей к произведению. И здесь нужно обладать очень точным чувством меры, чувством времени. Мы стараемся не спешить с разучиванием всех куплетов, так как ребята с большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными. В каждом новом куплете нужно обращать внимание прежде всего на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое значение придаю выработке, активной артикуляции, выразительной дикции при пении.

 

После разучивания новой песни, мы повторяем уже выученные песни, готовые к исполнению. Устраиваем своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам. В моменты «прогонов» хорошо пользоваться записями для последующего прослушивания. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить. Регулярное использование записи на занятиях хорошо влияет на творческий рост коллектива. Важно помнить, что хор во время репетиций ни в коем случае не должен уставать. Если я вижу, что дети устали, продолжать репетицию нет смысла. Моя практика показала, быстрая усталость хора провоцируется чаще всего занятиями монотонно-скучными, как две капли похожими друг на друга, лишенными той изюминки, которой всегда должно отличаться наше профессиональное и человеческое общение с детьми. Но если построить занятие интересно, время пролетит незаметно и дети даже не почувствуют утомления.

Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет воспитательное значение. Участникам хора должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли общий, коллективный труд слушатели.

Каждый концерт – это отчет о проделанной работе, каждый концерт – это борьба за хоровое искусство. Приобщение слушателей к миру музыки – вот наша задача. Среди публики всегда встречаются люди, которые попали на концерт случайно, и наша задача сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой еще и еще раз.

К каждому концерту хор готовится специально, проводит репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается «прогон» программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы.

Хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии порастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника.

Принципы подбора репертуара:

* доступность восприятия в исполнении;

* направлен на формирование нравственных качеств, учет возрастных способностей;

* направлен на формирование вокально-хоровых навыков;

* разнообразен по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка;

* от просто к сложному.

Поиск

Календарь

«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 16